Анализ ассортимента бытовой химии

Анализ ассортимента бытовой химии

Анализ ассортимента бытовой химии позволяет выявить и устранить ошибки в его формировании, повысить рентабельность торговли.

Для стабильного уровня продаж, а следовательно и выручки магазина бытовой химии, следует уделить повышенное внимание перечню реализуемых единиц. Необходимо принимать во внимание такие показатели ассортимента, как:

  • Широта. Количество групп товара, входящих в рассматриваемый перечень. Это косвенный показатель насыщенности рынка.
  • Полнота. Показатель является соотношением разнообразия товарных единиц, имеющихся в наличии, к ассортиментному составу. Зависит от меры удовлетворения потребностей клиентов.
  • Глубина. Количество наименований продукции в каждом виде товарных единиц.
  • Новизна. Способность восполнять вновь появившиеся потребности за счет введения новых предложений.
  • Устойчивость. Выражение отношения характеристик полноты и широты за определенный временной интервал.
  • Структура. Количественное выражение числа имеющейся продукции данного вида ко всему количеству реализуемых единиц.
  • Ассортиментный перечень – обязательный список видов товаров, необходимый к наличию на предприятии торговли данного профиля.

Методы анализа

На сегодняшний день есть несколько способов, различающихся по приемам, предмету и формам конечного результата. Рассмотрим некоторые из них:

  • ABC. Основан на широко известном принципе Парето. Согласно ему, небольшое число в любом процессе играет большую важность. И, напротив, большое число оказывается не столь важным для результата. Классической пропорцией принципа принято рассматривать 80/20. Однако в каждом конкретном случае она может оказаться иной (74/36; 83/17 и тд). По этому способу предложения ранжируются степенью важности для уровня продаж. A – позиции, приносящие максимальный доход, B – средний и C – низкий.
  • XYZ. Этот вид помогает прогнозировать востребованность. Продукция делится на три категории, где X – товары стабильного спроса, Y – среднего и Z – нерегулярного.
  • ABC+XYZ. Совмещает положительные черты двух предыдущих способов.
  • Метод совместных покупок. Основывается на взаимодополняющих связях продуктов в удовлетворении потребностей или привычке потребителей приобретать их в паре. Полезен для размещения продукции в торговом зале, продвижении, принятии решения о сохранении реализации одного продукта, если он влияет на увеличение продаж второго.

На основании результатов планируют закупки, учет и контроль.

Факторы формирования ассортимента

Количество и разнообразие предложений в торговой точке зависит не только от спроса, но также от доходности и жизненного цикла продукта.

Политика формирования перечня бытовой химии изменяется в процессе роста магазина, зависит от сезонности спроса.

Обратите внимание! Полезным будет отслеживать современные тенденции, влияющие на величину потребления (например, рост спроса на экологичные товары).

Немаловажно учесть наличие конкурентов, их предложения, методы продажи и цены.