Идентификация хозяйственных товаров проходит по общим требованиям непродовольственной группы. При первом рассмотрении эту процедуру часто путают с маркировкой. Хотя – это лишь одно составное звено общего процесса.
Процедура идентификации включает в себя сравнение и отождествление продукции с эталонными или заявленными образцами по ряду признаков. Количество проверок и их сложность зависят непосредственно от самого продукта. В ряде случаев бывает достаточно проведения качественной экспертизы. Для специфических хозяйственных товаров процесс становится крайне трудоемким и дорогостоящим.
Для упрощения процедуры, в массовом производстве процесс автоматизируют. Компьютерная техника заменяет ручной труд в простых операциях. Это происходит на разных стадиях. Начиная от визуального сканирования и считывания штрихкода, заканчивая физическим контролем и спектральным анализом.
Критерии оценки непродовольственных товаров
В общей классификации выделяют следующие виды идентификации:
- Потребительская. Оценивает возможность использования сырья в конкретной области хозяйства или промышленности.
- Товарно-партионная. Относит продукцию к конкретной конкурентной партии.
- Видовая. Определяет к какому типу изделий принадлежит исследуемый образец.
- Качественная. Подразумевает анализ подлинности и выявление возможной подделки или использования заменителей.
- Сортовая. Устанавливает принадлежность к сорту в соответствии с регламентом нормативной документации.
- Специальная. Выделяет запрещенные изделия или имеющие ограничения в эксплуатации.
- Информационная. Соотносит истинные характеристики с представленными на упаковке, в прайсе, рекламе и т.д.
- Количественная. Выявляет существенные отклонения товара от заявленных в сопроводительной документации или регламенте.
- Стоимостная. Устанавливает несоответствие изделий цены и характеристик изделий данной категории.
Субъекты проверки
Хозяйственные товары подвергаются идентификации на всех этапах смены собственника:
- Производитель проверяет каждую партию поступающего на предприятие сырья. В некоторых случаях делает анализ в процессе изготовления. Производит технический контроль готовой продукции при ее выпуске.
- Торговая организация анализирует качество на стадии оформления договоров. Проверяет соответствие всем оговоренным условиям при приемке в магазины для последующей реализации.
- Потребитель анализирует продукцию при покупке уже по своим субъективным критериям оценки: личный опыт и знания, советы других людей и рекламная информация.
Обратите внимание! Контроль современной продукции значительно усложняется из-за высокого ассортимента и отсутствия нормативов на некоторые современные материалы.
Чем больше критериев оценки конечного продукта, тем точнее можно судить о его характеристиках и качестве. Но это и усложняет процесс сверки с эталонными образцами или нормативной документацией.